Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 18.08.2018 : 66,8757
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 18.08.2018 : 76,1848

Статьи

Первые фрагменты Тунгусского метеорита найдены 25 лет назад?

Российский геолог из Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского РАН Андрей Злобин собрал свыше 100 камней, которые выглядят как части метеорита, со дна реки Кужмы во время экспедиции к месту взрыва, состоявшейся в 1988 году. Но продемонстрировал свои сенсационные находки ученый лишь спустя двадцать пять лет после экспедиции.

Тунгусская катастрофа произошла более 100 лет назад в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, на территории Эвенкии. 30 июня 1908 года пролетел и взорвался огненный шар. Экспедиция, добравшаяся в район катастрофы в 1927 году, обнаружила поваленный лес на площади примерно равной современной Москве, однако на месте взрыва не было обнаружено ни следов от падения, ни обломков самого космического тела. Следующая экспедиция Кулика в 1930 году вернулась с обломком оплавленной стекловидной породы, содержавшим газовые пузырьки. Но образец куда-то затерялся и так и не был подвергнут анализу современными методами.

За много лет поисков не было найдено даже пылевых частиц, которые можно было уверенно отнести к веществу тунгусского объекта. По наиболее распространенной среди ученых версии, взрыв был вызван вхождением в атмосферу ледовой кометы, большая часть материала которой испарилась. Но есть и экстравагантная гипотеза: в 1908 году из недр Земли вырвалась белая дыра.

Самое любопытное, что ни один дореволюционный ученый или просто искатель не отправился на место драмы по горячим следам катастрофы сразу после события 1908 года. И первое обследование места провели уже советские власти лишь спустя 19 лет: первая экспедиция на место падения была организована в 1927 году. С 1927 по 1939 годы советский исследователь Леонид Кулик организовал в место событий 1908 года несколько экспедиций, польза которых заключалась скорее в сборе свидетельских показаний, нежели в обнаружении материальных доказательств.

Главным открытием искателей тех лет можно считать обнаружение на месте "падения" радиального вывала леса с обожженной центральной частью. Но именно после экспедиций Кулика, когда на месте катастрофы уже производилось бурение почвы и никаких признаков падения метеорита обнаружено так и не было, появилась масса скептиков, которые вообще подвергали сомнению необычность данного явления.

В 1988 году в ходе экспедиции к месту, где прогремел исторический взрыв ученых заинтересовала так называемая Сусловская воронка, представляющая собой болото диаметром свыше 30 метров, которое находится вблизи эпицентра странного события. Учёный допустил, что на её территории могли находиться куски космического тела.

Хотя обломки метеорита так и не были найдены.

Тогда внимание Злобина привлекло русло реки Хушмы, которая также могла хранить обломки неизвестной породы. Оттуда специалист и доставил в Москву множество интересных образцов.

По словам Злобина, в пользу внеземного происхождения найденных обломков говорит то, что все они оплавлены, имеют следы нагрева и ударов, а также носят "ржавый" оттенок, что свидетельствует о большом содержании железа. Правда с тех пор фрагменты анализу не подвергались по причине, которую ученый не поясняет.

Другие российские ученые считают заявления исследователя тунгусского феномена о находке фрагментов тунгусского космического тела безосновательными: "Даже если допустить, что найденные им камни действительно метеориты, нужно еще доказать, что это фрагменты именно тунгуски. Метеоритов на Земле полно, за 100 с лишним лет, прошедших с момента падения тунгусского космического тела, в этом районе выпало метеорной пыли и мелких метеоритов больше, чем масса самого этого тела", - считает Наталья Артемьева из Института динамики геосфер РАН.

Вызывает немалое удивление и тот факт, что Злобин не попытался провести геохимический анализ фрагментов: "Это просто смешно, нельзя по внешнему виду камня сказать, что это метеорит. Только геохимия нам может сказать что-то о метеоритной природе. Это делается элементарно, достаточно прийти в Институт (геохимии и аналитической химии имени) Вернадского, где исследуют метеориты", - сказала ученая.

Кроме того, на метеоритах не бывает стекловидной коры, в них не бывает кварца, о чем говорит Злобин.

Image

Учёный, который попытался создать рай на земле

В 1968 году ученый-этолог Джон Кэлхун, на базе Американского национального института психического здоровья, поставил впечатляющий эксперимент.