Курсы валют:
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 25.05.2018 : 79,7026
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 25.05.2018 : 45,4697

Статьи

Пять научных промахов

Даже гении делают ошибки, и иногда эти промахи оказываются по-своему гениальными, помогая раскрыть какую-то основополагающую тайну или влияя на способ мышления в целой научной сфере.

Астрофизик Марио Ливио из Научного института космического телескопа в своей новой книге «Блистательные промахи» рассказывает истории о пяти великих научных ошибках. Они служат примером того, как даже умнейшие из нас могут дать маху, а порой, чтобы совершить крупное открытие, необходимо подвергнуться значительным рискам, которые могут повлечь за собой и большие неудачи.

Понятие наследственности Дарвина

Это открытие еще невероятнее с учетом понятия наследственности, которую Дарвин и ученые того времени считали тем фактором, что может сделать естественный отбор невозможным. В те времена люди считали, что характеристики отца и матери просто смешиваются в ребенке, подобно черной и белой краске, которые сливают для получения серого цвета.

Ошибка Дарвина заключается в том, что он не выявил несоответствия между этой идеей и его новой теорией. «Если вы внесете одного черного кота в популяцию из миллиона белых котов, то, в соответствии с теорией о смешении наследственных черт, черный цвет полностью пропадет. Нет способа каким-либо образом искоренить черных котов, - отмечает Марио. - Дарвин это не понимал, ему действительно не удавалось уловить суть».

Так было до тех пор, пока менделевское понятие наследования не было широко принято и подтверждено в начале 1900-х годов. Именно тогда кусочки мозаики естественного отбора легли на свои места. Грегор Мендель правильно предложил, что две черты родителей не смешиваются, а в ребенке выражается лишь одна из них.

Оценка возраста Земли Кельвина

В 19 веке сэр Уильям Томсон, лорд Кельвин, стал первым человеком, использовавшим физику для подсчета возраста Земли и Солнца. Хотя по его оценке оказалось, что эти тела в 50 раз младше тех данных, что мы имеем сегодня, сами по себе расчеты представляют собой настоящий научный прорыв.

Его цифры оказались частично неправильными потому, что ученые в то время еще не открыли радиоактивность, а потому он не смог включить этот фактор в расчеты. Радиоактивные элементы на Земле, такие как уран и торий, представляют собой дополнительный источник тепла внутри планеты.

Но, по словам Ливио, не это стало наибольшей ошибкой Кельвина: даже если бы он учел радиоактивность, его оценка возраста Земли осталась бы примерной такой же. Скорее, он допустил более значительную ошибку, проигнорировав возможность того, что неизвестные механизмы могут переносить тепло в нашей планете.

«Он предположил, что тепло передается с точно одинаковой эффективностью по всем недрам Земли, - говорит Марио. - Даже когда другие ученые предположили, что эффективность распределения тепла внутри Земли может быть разной, лорд Кельвин отмел эту возможность».

Тройная спираль Паулинга

Френсис Крик и Джеймс Уотсон завоевали известность благодаря открытию двойной спиральной структуры ДНК в 1953 году, но химик Линус Паулинг в том же году предложил свое видение структуры ДНК.

«Паулинг поспешил опубликовать свою теорию о ДНК, которая оказалась полным провалом. Вместо двойных нитей, свивающихся в спираль, которые, как знают современные ученые, образуют молекулу ДНК, Паулинг внес предложение о трех переплетающихся нитях», - уверен Ливио.

Большой взрыв Хойла

Астрофизик двадцатого столетия Фред Хойл был одним из авторов популярной модели, в соответствии с которой вселенная пребывает в том состоянии, в котором всегда была и всегда будет. Так как ученые знали, что вселенная расширяется, теория требовала, чтобы во вселенной постоянно создавалась новая материя, благодаря чему сохранялась бы плотность и неизменное состояние.

Когда Хойл узнал о противоречащей теории, которая предполагала, что вселенная зародилась в результате единственного и мощного события, он назвал ее «Большой взрыв» и отмел как неправильную, оставшись верным модели неизменного состояния.

«Его ошибка была не в этой версии, а в том, что когда накопившиеся доказательства против нее стали слишком существенными, ученый их не принял. Он лишь продолжил искать пути сохранения модели неизменного состояния», - рассказывает Ливио.

Космологическая константа Эйнштейна

Уравнения Альберта Эйнштейна, описывающие принцип действия силы тяжести в общей теории относительности, которые были опубликованы в 1916 году, являются проявлением поразительной силы ума, но он все же допустил серьезную ошибку.

Среди терминов в уравнениях был один, названный автором космологической константой, и она введена потому, что Эйнштейн считал вселенную статичной. Космологическая константа обеспечивала пространственно однородное статическое решение. Позже, когда астрономы обнаружили, что вселенная в действительности расширяется, Эйнштейн пожалел о введении этой постоянной и исключил ее из уравнений.

Настоящей ошибкой Эйнштейна стало выведение этой константы. В 1998 году, уже после смерти ученого, было обнаружено, что вселенная не только расширяется, но еще и этот процесс со временем ускоряется. Чтобы объяснить причину этого, ученые заново ввели космологическую константу в уравнения общей относительности.

Image

Учёный, который попытался создать рай на земле

В 1968 году ученый-этолог Джон Кэлхун, на базе Американского национального института психического здоровья, поставил впечатляющий эксперимент.