Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 25.05.2018 : 56,184
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 25.05.2018 : 69,9322
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 25.05.2018 : 79,7026
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 25.05.2018 : 45,4697

Статьи

Заложники образования

Альтернативой «среднеобразовательным» учебным заведениям являются открытые сменные и вечерние школы, которые были незаслуженно забыты в процессе общероссийского реформирования системы образования.

Говоря о реформе образования, мы подразумеваем, что она нужна нам для борьбы с коррупционной составляющей при поступлении в высшие учебные заведения. Однако не все желающие иметь школьный аттестат стремятся поступать в вузы. Многим, чтобы трудоустроиться, достаточно «корочек» об окончании «средне-образовательного» учебного заведения. Но обучение в массовых школах доступно не всем. Есть ребята, которые вынуждены бросить школу и устроиться на работу. Некоторые работодатели идут навстречу таким соискателям при условии, что те в дальнейшем получат образование.

Есть молодые люди, которые уходят в армию прямо со школьной скамьи, а после службы хотят завершить образовательный процесс. Открытые сменные школы помимо тех, кого отчислили, работают еще и с инвалидами по слуху и зрению, с ребятами из противотуберкулезных диспансеров. Несмотря на то, что эта форма обучения остается очень востребованной, так называемые «вечерки» в свете реформы были обделены вниманием властей.

Открытые сменные школы, в отличие от общеобразовательных, имеют упрощенный учебный план. В этих заведениях отсутствуют такие дисциплины, как черчение, физкультура, уроки математики проводятся два раза в неделю, ребята могут посещать занятия как утром, так и вечером. Правда, и знания, полученные в таких школах, оказываются очень слабыми. Существуют еще и вечерние школы, которые работают на территории исправительных колоний. Там получают образование взрослые люди и подростки, которые отбывают наказание за совершенные преступления различной степени тяжести, но это не должно стать препятствием для подготовки к возврату в нормальную жизнь.

Когда речь зашла о системе единого государственного экзамена, стало понятно, что ребята со своим уровнем знаний и при той системе, которая существует в открытых сменных и вечерних школах, не могут получить нормальный аттестат. Из 185 человек, которые в прошлом году окончили школу со справками, не сдав математику и русский язык, 50% - ученики открытых сменных школ.

  Качеству образования в этих учебных заведениях удивляться не приходится. Проблема заключается в том, что учебный план не рассматривался и не менялся уже много-много лет. Помимо того, что нет нормальных учебников, сами педагоги если и проходят курсы переподготовки, то только в институте повышения квалификации учителей, где их обучают детской психологии, потому как они считаются преподавателями общеобразовательных учебных заведений. Зачем им детская психология, если возраст их учеников составляет от 20-ти лет?

Получается так, что государственные деньги тратятся впустую, а школа не выполняет того, что ей предписано. То, что знания выпускников открытых сменных и вечерних школ тянут только на «справку», рождает социальное расслоение.

От реформы системы не меньше страдают и сами учителя. Подушевая система финансирования предполагает, что в классе должно быть не менее 25 человек. Но собрать такое количество учеников получается не всегда. А если речь идет о вечерних школах на базе исправительных колоний, то здесь в целях безопасности вообще не допускается более 15 человек. Так что главный принцип реформы, когда педагоги не должны терять в зарплате, на практике не подтверждается. В средней общеобразовательной школе учителя получают стимулирующую надбавку (около 3 тысяч) за то, что проводят воспитательную работу, за то, что их ученики побеждают в олимпиадах, за то, что нет роста преступности среди их воспитанников. В открытой же сменной школе ребята не побеждают в олимпиадах, не дают хороших результатов по ЕГЭ.

В результате учителя не получают стимулирующих надбавок, не могут повысить квалификацию, а следовательно, заработать категорию. Кроме того, преподаватели не получают дополнительной оплаты за специфику работы. В 1993 году было принято решение учителям, которые работают в исправительных колониях, доплачивать за особые условия труда. Эту нормативную правовую базу пока еще никто не отменял, но она и не претворяется в жизнь. Был пример, когда один из учеников, увидев двойку за невыполненное задание, харкнул кровью, закрыл тетрадь и ушел. В Заводском районе города Саратова, в колонии, при которой существует школа, есть три отряда: один - для ВИЧ-инфицированных, два - для туберкулезных больных. Если врачи, которые работают с данной категорией больных, получают доплату за особые условия работы, то педагоги не получают ни копеечки, хотя и находятся в зоне риска. Естественно, что учителя-профессионалы почти на добровольных началах работать отказываются.

Недавно среди заключенных, которым предстоит провести за колючей проволокой от 15-ти до 30-ти лет, проводилось анкетирование по принципу незаконченного предложения. То есть осужденным предлагали начало предложения, а окончание они должны были дописать самостоятельно. Вот их ответы: «Я буду протестовать, если... будут плохо кормить. Если бы я был учителем, я бы... повесился. Если бы я был директором школы, я бы... застрелился». Это в первую очередь говорит о том, что сами обучающиеся, для которых школа является чуть ли не единственной возможностью почувствовать себя людьми, понимают, какая серьезная ответственность лежит на их педагогах. К сожалению, создатели реформы этого понять не могут.

--

 

Image

Учёный, который попытался создать рай на земле

В 1968 году ученый-этолог Джон Кэлхун, на базе Американского национального института психического здоровья, поставил впечатляющий эксперимент.